В возрастной психологии описаны три вида детских страхов:
1. Бредовые страхи – свидетельствуют о серьезных нарушениях в работе психики ребенка. Очень сложно найти первопричину либо объяснить его логическим путем. Например, ребенок боится игрушки зеленого цвета, не одевает какую-то одежду. Не стоит сразу паниковать, если страх малыша сложно объяснить. Возможно, некоторые вещи ассоциируются с болью или травмой. Необходимо всегда выяснять причину тревоги.
2. Навязчивые – малыш чего-то боится в определенных обстоятельствах. Это может быть боязнь воды, высоты, боязнь замкнутого пространства и т.д.
3. Сверхценные страхи – продукт детской фантазии. Этот вид фобий встречаются в 90% случаев при психологическом обследовании детей. Сначала такие страхи связываются с конкретным жизненным происшествием, а потом сильно завладевают мыслями ребенка и он больше ни о чем не думает, только про монстра под кроватью.
Причины появления страхов у детей.
Главная причина страхов детей – это пережитая травмирующая ситуация. Например, укус собаки, соседка громко накричала, травма на детской площадке.
Вторая причина – запугивание ребенка взрослыми. Всем известные «бабай», «баба Яга», «чужая тетя» травмируют слабую психику детей. На формирование фобий влияют повышенная тревожность взрослых, которые все время угрожают маленькому человеку – «упадешь», «украдут», «не лезь – голову оторвет» и т.д.
Самые распространенные причины появления страхов у дошкольников и младших школьников:
1. Гиперопека со стороны родителей. Малыши все время слышат, что на каждом углу их подстерегает опасность. Такие условия жизни делают детей боязливыми, тревожными и несамостоятельными.
2. Недостаток физической активности. Слабая активность ребенка и сидение дома также провоцируют страхи.
3. Нехватка родительского внимания. Если значимые взрослые слишком загружены и общение ограничивается во времени, он не чувствует себя под защитой. Он или уходит «в свои фантазии», в том числе к монстрам и оборотням. Или малыш начинает привлекать внимание взрослых к себе, создавая «чудищ» в своем воображении, даже не осознавая этого.
4. Конфликты, ссоры и драки в семье. Неблагоприятная эмоциональная атмосфера в семье является причиной повышенной тревоги. Проживание малыша в таких условиях, могут спровоцировать не только страхи, но и неврозы, нервные тики, задержку развития.
5. Психические и психологические расстройства. Порой страх является симптомом какого-то заболевания – невроза, олигофрении, опухоли головного мозга и т.д. Чаще всего это аномальные проявления страхов, которые либо не соответствуют возрасту, либо слишком интенсивно проявляются и сопровождаются физическими проявлениями – повышенным сердцебиением, паникой, обмороками, ребенок начинает задыхаться и т.д.
6. Агрессия и раздражение матери по отношению к сыну или дочке. Если мама малыша имеет проблемы с контролем эмоций, то может провоцировать проявление боязни детей.
Существует примерная возрастная шкала, которая помогает родителям и психологам определить норму.
От рождения до 6-ти месяцев – младенец боится громких звуков, резких движений, отсутствие мамы, эмоциональные проявления мамы и чувства голода;
6-12 месяцев – ребенка пугают громкие звуки, новые люди, переодевание, новая обстановка, вода, перемена погоды – сильный дождь, снег;
1-2 года – пугают шумные люди и громкая музыка, разлука с близкими (особенно, с мамой), резкое пробуждение, плохой сон, новые люди и поездки в гости, отсутствие контроля над своим телом и эмоциями. Например, запрет на выражение эмоций родителями – «не плач», «мальчики не плачут», «хорошие девочки не кричат» и т.д. Либо игры, где удерживают против воли, связывают в шутку и т.д.
2-2,5 года – боязнь потерять родителей, любовь с «условием» от них – «если что-то сделаешь, я тебе буду любить», бытовая техника (шумная и большая). В этом возрасте дети боятся смены обстановки, ночных кошмаров, погодных явлений – сильного ветра, грозы, шторма и т.д.
3-4 года – бурное развитие фантазии и воображение, ребенок придумывает чудовищ или переносит их из сказок и мультиков в реальность. Появляется боязнь темноты, высоты, людей (особенно, с физическими нарушениями или тех, кто имеет нестандартный внешний вид).
4-5 лет – боязнь смерти, именно в этом возрасте дети осознают, что жизнь всех существ рано или поздно заканчивается. Мучаются часто ночными кошмарами. Малыши боятся вымышленных и реальных злодеев, стихий, несчастных случаев.
5-7 лет – формируется страх потери близких. Дети по-прежнему боятся воображаемых существ (ведьм, вампиров, зомби). Добавляется боязнь одиночества, страх конфликта, социальные страхи (исключение из школы или садика, страх наказания учителем).
7-9 лет – страх быть «лузером», непринятие и боязнь «быть застуканным», страшно потерять родителей;
9-12 лет – боязнь негативной роли в социальной группе (в школьном классе, в группе спортсменов и т.д.), страх людей (школьников, которые задирают, боязнь наркоманов, воров), могут проявиться навязчивые страхи – боязнь высоты, замкнутого пространства, воды.
Как справиться?
Диагностировать детские страхи и определять их причину — это обязанность детского психолога либо психотерапевта.
В своем работе специалисты используют разные приемы и тесты. Они наблюдают за детьми, разговаривают с ними, занимаются творчеством – рисуют, лепят. Есть метод игровой терапии, когда ребенку предлагают поиграть в свободную игру. И в процессе игры наружу появляются все фобии и их причины.
Побороть страхи у детей можно разными способами.
Во-первых, родители должны взаимодействовать с психологом и следовать его рекомендациям. Если психолог проводит терапию, а дома продолжаются скандалы, обесценивания ребенка и есть жестокий запрет на эмоции – толку не будет. Только комплексно можно справиться с фобиями.
Во-вторых, следует учитывать причину страха, его возрастную особенность. Если маленький человек узнал, что он смертный и начал панически боятся умереть в 4-5 лет – это нормально. Родителям следует поддержать, «контейнировать» боязнь, помочь малышу с этим смирится и жить дальше.
С маленькими детьми отлично работает арт-терапия. Представленная психологическая отрасль имеет несколько ключевых направлений – песочная терапия, изо-терапия, сказкотерапия, глинотерапия и т.д. Работа в песочнице либо рисование помогают малышам «увидеть» страх, выводят его наружу и «прогоняют». Некоторые детки «смывают в унитаз» своих монстров или рисуют им новый дом.
Хорошо с детскими эмоциями работает глина. Она смягчает напряжение в теле, снижает тревожность ребенка и выводит фобию наружу, за пределы психики. Справиться со страхами помогают сказки и истории.