Ребёнок не хочет идти в школу после каникул. Что делать?
Для того чтобы такого не происходило, стоит периодически напоминать ребенку, что каникулы закончатся и нужно будет возвращаться к учебе. Можно отметить эту дату в календаре, а за несколько дней до нее начать вместе готовиться к школе.
Еще на каникулах важно придерживаться определенного распорядка дня. Ребенок может вставать не в 7 утра, а в 9, но в остальном режим должен оставаться таким же, как и во время учебы.
Вы можете сказать, что тоже не хотите после отпуска возвращаться к работе, но у всех есть свои обязанности. Объясните ребенку, что его обязанность — ходить в школу.
Пытаться как-то материально поощрять ребенка за то, что он ходит в школу, — неверная практика. Но можно сделать доску мотивации и отмечать на ней наклейками или крестиками, когда он сам проснулся, сделал уроки, собрал портфель. В конце недели вы подсчитываете наклейки и за определенное количество позволяете ребенку, например, выбрать, как провести субботу. Тогда мотивация ходить в школу будет связана с позитивными эмоциями.
Когда ребёнок не хочет возвращаться к учебе, в принципе должен возникнуть вопрос, все ли у него хорошо в школе. Его мотивация зависит от физического состояния, отношений с учителем и классом: может, он устает из-за отсутствия четкого распорядка или он не смог влиться в коллектив и ему нужна помощь.
Что делать, если ребёнок не хочет учиться после 9-го класса?
Бывает так, что мы очень стараемся для детей и готовы любыми способами добиваться от них «правильного» поведения. Пока мы тратим на это время, контакт с ребенком теряется. А когда он потерян, ситуация становится практически безвыходной: вы настаиваете — он против, вы настаиваете — ему все равно, вы настаиваете — он лезет в драку. Вариантов много. Лучше попробовать поступить следующим образом.
С этого дня начните использовать фразы, которые начинаются со слов «Я волнуюсь». Волноваться можно за будущее, за обеспеченность, за то, чтобы ребенок мог заниматься любимым делом. Старайтесь объяснять свою тревогу истинными причинами.
Больше не берите на себя ответственность за сделанные уроки. Соответственно, если ребенок их проигнорировал, не обижайтесь.
Будьте всегда рядом и всегда на стороне ребёнка. Вы должны быть его защитником, а не врагом. Даже если он отвечает вам не то, что вы хотите услышать, давайте ему понять, что вы с ним и любите его.
Проговаривайте свои желания и объясняйте, почему вам это важно, почему оно имеет значение и для ребёнка. Например: «Я бы хотела, чтобы ты всё-таки пошёл учиться. Это важно для меня, потому что так я буду точно знать, что ты в будущем сможешь заниматься музыкой и жить в достатке». Ваши ценности связаны с его, но вы оба ещё не пробовали исследовать это вместе.
Предложите продумать ему план будущего. Пусть он напишет, кем видит себя через пять и десять лет, а потом вместе обсудите, что нужно, чтобы этого будущего достичь.
Что делать, если подросток целый день сидит за компьютером?
Важно помнить, что подросток не уходит в компьютер просто так. Поэтому для начала разберитесь в причине. В какой момент это началось? Была ли стрессовая ситуация? Есть ли трудности в общении, учебе? Проведите анализ игр, которые увлекают подростка. Какие потребности они удовлетворяют? Общение? Потребность в понимании и признании? Может быть, он так избегает реальных жизненных трудностей, которые у него возникают?
Начать диалог с подростком лучше, когда вы и он в хорошем настроении и готовы спокойно разговаривать. Сначала скажите о своих чувствах, переживаниях за него, потом молча выслушайте подростка без критики или осуждения. Далее можно предложить договориться, озвучить, чего хотите вы, чего хочет он — найти компромисс, чтобы всех всё устраивало. И соблюдать эти договоренности.
Так как у подростков самоконтроль только формируется, обязательно нужно установить ограничение времени для игр за компьютером. Интернет оплачиваете вы, а значит, и количество времени можете регулировать. Максимальное количество в день для подростков — три часа. Если, кроме компьютера, у него нет реальной жизни, друзей и сидение за ним влияет на его сон и здоровье, он стал раздражительным, то ограничить время работы за компьютером правильно и нужно.
Ребёнку ничего не интересно. Почему так происходит?
На самом деле, порой ему просто неинтересно то, что было интересно раньше, а новое увлечение он еще не нашел. Подумайте, стоит ли ему продолжать то, что давно начато: например, ходить в музыкальную или спортивную школу?
Что точно стоит сделать, так это поговорить с ребенком, несколько раз и разным людям. Узнать, что именно не его устраивает: может быть, ему хочется поменять музыкальный инструмент или вид спорта, а может быть, физические нагрузки стали сильнее, чем радость от победы на соревнованиях.
Ребёнок пасует перед неудачами и не хочет продолжать занятия. Что делать?
Понаблюдайте: за что вы хвалите ребенка? Какие ожидания вы транслируете ему? На что обращаете внимание?
Достаточно ли поддержки он получает? Возникают ли ситуации, когда ребёнок «зарабатывает» любовь какими-то «правильными делами»? Принимаются ли в семье негативные чувства ребёнка — злость, досада, раздражение, либо он должен быть «хорошим и послушным» большую часть времени?
Попробуйте отделить личность ребёнка от той деятельности, которой он занимается. Например, ребёнок показал хороший результат в заплыве, и мы его хвалим не за то, что он молодец и быстро проплыл, а за его усилия: «Я знаю, как тебе было непросто», «Я знаю, как сильно ты постарался, чтобы добиться этого». В этом случае результат не имеет такого решающего значения, потому что вы обращаете внимание на его вклад в деятельность.
У ребёнка внезапно пропало желание учиться. Что делать?
Что же можно предпринять? Начать выстраивать с ребенком доверительные отношения, научиться уважать его выбор, предлагать помощь, быть в диалоге. Возможно, тогда учеба вновь его заинтересует.
А еще, как бы странно это ни звучало, мама и папа мальчика должны попробовать проводить больше времени вместе, вспомнить, что они не только родители, но и супруги. Практика показывает, что причиной плохой учебы детей может быть разлад в личных отношениях их родителей.
Причин, по которым ребёнок теряет интерес к учебе, может быть много. У ребенка может быть конфликт в школе: с учителем или одноклассниками.
Важно не упустить момент и уточнить у ребёнка, комфортно ли ему в школе. Дайте понять, что вы всегда придёте ему на помощь советом или действием. Учителя и одноклассники могут быть разными, могут быть неправы, и ребёнок может быть неправ. Важно, что у него рядом есть родители, которые помогут с этим разобраться.